Научно-исследовательская работа - как написать и оформить
В настоящее время во многих ВУЗах от студентов требуется написание научно-исследовательских работ, или как их еще называют НИР или НИРС (научно-исследовательская работа студента). Что же они собой представляют? И как подходить к их написанию?
С официальной точки зрения научно-исследовательская работа является показателем научной деятельности учебного заведения (даже если таковая оставляет желать лучшего), по сути же - это курсовая или дипломная работа с углубленной проработкой тематики. В нашей статье мы рассмотрим два примера НИРС: первый на тему - «Планирование проекта городского освещения», второй - «Проект благоустройства бювета» для факультета промышленного дизайна. По обеим темам предварительно были защищены дипломные работы. Они то и послужили основой для будущих научно-исследовательских работ. Но, если ваша тема для НИР совершено новая, не огорчайтесь – вначале вы, словно, пишите самую обычную курсовую или дипломную работу с теоретической и практической частью, к которым прибавляется «научная надстройка». В обоих случаях собирались материалы по истории вопроса, образцы аналогов (проекты освещения и благоустройства ландшафтов вокруг источников вод в России и за рубежом), затем в практической части характеризовался собственно проект, в т.ч. с точки зрения эстетической и социально-экономической пользы.
Чем же отличается НИРС от других работ? В разных ВУЗах требования к ее структуре, объему и оформлению могут варьироваться (руководствуйтесь методичкой и советами руководителя), но, прежде всего, данный вид студенческой работы должен включать: содержание, реферат, введение, общетеоретическую часть с выводами, научно-аналитическую часть с выводами, рекомендации и заключения, список литературы. Общетеоретической составляющей соответствует теоретическая глава курсового или дипломного проекта, а научно-аналитической части - практическая. Однако, в общетеоретических разделах научно-исследовательской работы вы не должны просто переписать фрагменты курсовика, диплома или конспектировать учебники, от вас потребуется формулировка проблемной ситуации и подробное представление цели, задач и границы исследования. Итак, для «затравки» дайте немного той самой теории в параграфе «обзор научно-технической информации» (при этом следует охарактеризовать книги, из которых она взята). Далее подумайте над проблемной ситуацией. Так в НИРСе «Планирование проекта городского освещения» выделились сразу три проблемы: недостаток освещения в тёмное время суток; отсутствие многофункциональных проектов освещения; низкая рентабельность, неэкономичность и неэкологичность устаревших «фонарей». Соответственно в научно-исследовательской работе на тему «Проект благоустройства бювета» ими стали: нехватка качественной и полезной питьевой воды; перебои с водоснабжением; отсутствие рекреационного ландшафта вокруг источника вод, ставшего любимым местом прогулок горожан. Каждая из проблем детализируется: старайтесь дать как можно больше информации, не бойтесь «растекаться мыслью по древу». При этом в НИРе очень приветствуются рисунки, таблицы, графики прямо в записке, в отличие от курсовых и дипломных работ, где они переносятся в приложения. Приложения НИРС – это чертежи, макеты, модели и т.д.
После смело переходите к актуальности, целям и задачам исследования. Вы можете и должны опираться на поставленные проблемы: когда выявлена низкая рентабельность, неэкономичность и неэкологичность устаревших осветительных установок, постарайтесь объяснить, как важно для нашей страны экономить на электроэнергии, разрабатывать инновационные проекты освещения и беречь окружающую среду, как это хорошо для экономики и всего народа и т.д. «Фантазируйте» по каждому пункту, приводите цифры, «сгущайте краски», не бойтесь даже немного отойти от темы, ведь это научная деятельность, значит, важна широта вашего кругозора и «взгляд в будущее». Главная цель научно-исследовательской работы - это научное творчество студента, но нужны и конкретные подцели, например, «провести теоретические и аналитические исследования по определению параметров и критериев освещения городских пространств», «создать проект сюжетно-тематического благоустройства источника водопотребления, сочетая утилитарно-функциональные и эстетические критерии» и т.д. Лучше разместить от 3 до 5 целей. При этом поощряется владение научно и профессиональной лексикой – «умные слова» - изюминка НИР, но используя их, убедитесь, что сами точно понимаете их значение. Задачи детализирует общий замысел. А вот границы исследования – это собственно содержание научно-исследовательской работы, студента, в данных случаях: «изучение аналогов, образа жизни городского населения, тенденций светового (ландшафтного) дизайна». Наиболее сложно не дублировать эти цели с целями во введении (там потребуется раскрыть смысл научной деятельности как таковой).
Сделав вывод по общетеоретическим вопросам, приступайте к научно-аналитической части. В ней подробно опишите ваш проект, с точки зрения проблем: обнаружилась неэкономичность – изобретена осветительная установка на солнечной батарее с информационным табло (признак многофункциональности); не было вокруг бювета «красоты» - теперь предусмотрено не только удобство забора воды, но и рядом запроектированы аллеи, детские площадки и т.д. Акцентируйте внимание на тех компонентах научной разработки, которые считаете наиболее удачными, укажите, как вы к этому пришли, например, путем мозгового штурма и т.д.
Затем остается только черед выводов по всей работе, библиографического списка и реферата, который хотя и размещается в начале текста, но составляется в конце. В реферате вкратце характеризуется вся научно-исследовательская работа: объем, объект, методы исследования (анализ, синтез и пр.), результаты (получили такой-то и такой-то проект) и сфера ее применения (промышленный, ландшафтный дизайн и т.д.).
И да сопутствует Вам удача и творческое вдохновение!
|