Отчет по практике - как составить самому
Отчет по практике является такой же неотъемлемой частью студенческой жизни как курсовые и дипломные работы. Но нередко он пугает студентов большим количеством методичек, дневников и прочей документации, которую необходимо заполнить. Однако, на деле отчет о прохождении практики пишется не так уж сложно. Отчёт по производственной и отчёт преддипломной практике в целом схожи, с той лишь разницей, что отчет по преддипломной практике может использоваться при написании дипломной работы. Поэтому мы будем рассматривать методику их составления как единое целое.
Прежде всего, следует отметить, что отчет по практике и дневник – это разные вещи. Дневник по практике – распределённая по дням последовательность ваших действий на практике. Чаще всего студентом заполняются уже готовые бланки, выданные ВУЗом. Дневник прохождения практики легко выполнить в виде таблицы с тремя графами: «дата», «проделанная работа» и «замечания руководителя практики». А вот отчет по практике представляет собой полноценную работу наподобие реферата. Он имеет титульный лист, содержание, введение, основную часть, разделённую на параграфы, заключение, список литературы и приложения.
Во введение отчета по учебной практике вместо актуальности исследования указывается причина выбора места прохождения практики. Это может быть производственное предприятие, юридическая организация, торговая компания, учебное или медицинское учреждение, в зависимости от специальности практиканта. Здесь же упоминается продолжительность практики и количество учебных часов.
Написание основной части должно начинаться с более подробной характеристики места прохождения практики. Необходимо определить цель и задачи деятельности данного предприятия или учреждения, привести его организационную структуру, кадровый состав, уставные документы, должностные инструкции и т.д. Идеальным вариантом является честное (то есть реальное) прохождение практики. В лучшем случае - наведайтесь в организацию, где вас закрепили как практиканта, хотя бы пару раз, чтобы собрать необходимый материал, иначе вам будет сложно придумывать необходимые данные, и вы можете допустить серьёзные ошибки в тексте отчёта. Если речь идет о сфере экономики не лишним будет поинтересоваться статистикой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, эффективности его функционирования, включая сводные таблицы и схемы.
После этого вы обязаны отметить в качестве кого вы проходили эту практику. Детально опишите название должности и ваши рабочие обязанности. Приведите конкретные примеры ваших действий. Так, если речь идет о юридической практике, объясните, как вы работали с посетителями адвокатской конторы, какие дела рассмотрели, какие рекомендации были даны и на какие законы опирались. Проходили практику в отрасли торговли и маркетинга? Поделитесь тем, какие шаги были предприняты для продвижения товара или оптимизации торговли и т.д. Имели дело с менеджментом и кадровой работой? Тогда не помешает вспомнить об актуальных требованиях к руководителям и подчинённым, о рейтинге профессий и т.д. Под теоретическими «вставками» располагаются сноски на источники, из которых почерпнуты знания. Позже из этих сносок формируется библиографический список к отчету. Прекрасно, если в тексте вы используете таблицы, графики, диаграммы и пр. наглядные материалы. Объёмные сведения переносятся в приложения.
Ваше основное задание – доказать преподавателю, который будет проверять отчёт по практике, что вы находить применение теоретическим знаниям, вырабатывая при этом практические навыки. Укажите, что практика была для вас полезной, так вы научились чему-то новому, узнали некоторые нюансы, но при этом опирались на знания, полученные в вашем учебном заведении. Так что обязательно добавьте немного теории: от последних тенденций в праве до новинок современного дизайна в брендинге. Чтобы лучше ориентироваться в тематике, почитайте профильную литературу, пообщайтесь с людьми, занятыми в данной отрасли, они могут подсказать вам много полезных идей и сделать замечания по отчету. Пример отчета по практике можно найти в сети Интернет или у студентов старших курсов. Но ни в коем случае не копируйте их слово в слово. Отчет по практике – работа творческая!
Следующий этап – выявление недостатков на месте прохождения практики. Перед вами стоит задача описать реальные или вымышленные недостатки и предложить пути их устранения. Предположим, в организации, где вы проходили практику, обнаружились недостатки кадровой работы, и чтобы убрать их Вы предлагаете установить новый порядок проведения конкурса на вакантное место, применять собеседования в качестве инструмента отбора претендентов и отмечать собеседования в протоколе заседания конкурсной комиссии и т.д. Эти недостатки, как правило, несущественны, иначе возникает вопрос, зачем проходить учебную практику в таком бесперспективном месте.
В заключении отчёта по практике также коснитесь этих проблем и предложений, но проанализируйте их более глобально в пределах всей отрасли. То есть выскажитесь о перспективах вашей будущей профессии и вашей востребованности как специалиста.
После заключения перед библиографическим списком может находиться глоссарий. Это не обязательная часть отчета по практике, но во многих ВУЗах она требуется и придает «вес» работе. Для глоссария выберите наиболее часто повторяющие в тексте термины и кратко их расшифруйте (от 10 до 15 понятий).
Не забудьте правильно оформить текст и проверить ошибки. Вот и готов ваш отчет по практике. А в случае возникновения трудностей, вы всегда можете обратиться в компанию «ДипМастер»!
|